Беглый взгляд на Ачилле Мароззо и Бологнезскую Школу

НАЙДЖЕЛ:

Очень рад видеть всех вас после моей долгой поездки! Вернувшись наконец-то из Италии, спешу рассказать, как провел там время. В этой статье я отчитаюсь о своей первой попытке интерпретировать, понять и привести в систему трактат великого героя 16 века, итальянского мастера Ачилле Мароззо. В процессе моего рассказа я буду также разъяснять основные принципы его боевой системы, которую мы поняли, экспериментируя и работая с ней, принципы, которые ведут к толкованию любой частной техники работы Мароззо, а также других мастеров Бологнезской школы.
Наша первая группа, находящаяся в Бологне (общество теперь есть и в других городах), могла рассчитывать на различные военные знания. В конечном счете, для толкования трактата Мароззо наиболее важным из наших различных воинских умений было спортивное фехтование на саблях. Но мы могли также обращаться к опыту некоторых членов группы в некоторых других боевых искусствах, как то: техника боевого ножа, бой на палках 19 века, испанская наваха, китайское ву-шу, традиционное японское карате, дзюдзютсу и филиппинская эскрима (про меч я уже и не говорю...)
Сначала мы решили принять два основных совета:
- строгое следование тексту без каких-либо отступлений;
- боевая эффективность (проверенная на полной скорости и в полный контакт) как критерий толкования в местах, где текст был не очень ясен и/или предполагал более одной интерпретации.
Мы остановились на Мароззо потому, что он был одним из последних Мастеров, которые обучали, как сражаться с рубяще-колющим мечом (который годился как для рубки, так и для укола, приблизительно 50 на 50 и был последним мечом, применяемым как военными, так и гражданскими), до того как пришло следующее поколение, выбравшее рапиру (90 % уколов, только для гражданских). Другие авторы, которые были важны для нашего исследования, были Антонио Мансиолино (1531), Анжело Вигжиани (1575), Джованни Далле Агочи (1572) и Джакомо Ди Грасси (1570 - но так как он был новатор, трудно сказать, действительно ли он принадлежал к Бологнезской Школе).
Анжело Вигжиани и Далле Агочи использовали старый рубяще-колющий меч, т.к. они принадлежали консервативной Бологнезской Школе. Но я должен сказать, что мы нашли 2 их трактата, только когда большая часть работы над Мароззо была уже сделана, так что они подтвердили некоторые наши предположения.
Трактат Мароззо имеет такую структуру:

Книга1: Меч и баклер, способы держания меча и баклера;
Книга2: Меч и кинжал, кинжал, кинжал и плащ, меч и плащ, парные мечи, меч и большой кулачный щит, один меч, меч и круглый щит, меч и квадратный щит, основные 12 стоек (с мечом и кулачным щитом, с одним мечом), меч и павеза, меч и павеза против древкового оружия, меч и круглый щит против древкового оружия, меч и плащ против всадника с мечом;
Книга3: двуручный меч, способы держания двуручного меча, двуручный меч против древкового оружия;
Книга4: Древковое оружие различных видов, некоторые используются с круглым щитом, а некоторые двумя руками; Книга5: Честь и дуэльные правила, безоружная защита против кинжала (захваты):
В тексте Мароззо в качестве первого объекта изучения мы выбрали один меч, т.к. используется только одна рука и управление с ним должно быть несколько проще. К тому же мы предполагали, что опыт в фехтовании на саблях и/или палочный бой могли помочь нам в нашей работе. В действительности же, даже если правда то, что этот вид фехтования требует меньше координации, игры с одним мечом более опасны, т.к. вы не можете закрыть "дыру" в своей защите с помощью вспомогательного оружия. Поэтому нанесение удара, который не подвергает атакующего опасности, всегда очень сложно и должно тщательно изучаться.
Первым важным шагом в нашей работе было избавление от того, что я называю "Варварским Предубеждением". Это вид популярного заблуждения, в которое впадают люди, верящие, что в древности дрались подобно людоедам, нанося сильные медленные удары, которые всякий мог увидеть задолго до того, как они будут нанесены.
Римский военный автор Вегетиус писал, что легионеры должны были учиться наносить свои удары, не раскрывая себя, по наикратчайшему из возможных путей. Это два основных и простейших принципа фехтования, которые, как я твердо убежден, никогда не игнорировались европейскими мастерами.
Первым объектом изучения стали стойки.
Их названия показывали ясно, что стойки Бологнезской Школы (используемые Мароззо, Манциолино и Далле Агочи, но используемые также Ди Грасси, Вигжиани и другими) произошли напрямую из более древних стоек, использовавшихся мастерами Средних Веков, подобно Fiore Dei Liberi (1410) и Филиппо Вади (трактат написан между 1474 и 1482).
Две стойки для меча и баклера, применявшихся Манциолино, соответствуют двум стойкам из манускрипта I. 33 (около 1300) и также называются, хотя в итальянском варианте латинское sub brachium стало sotto il braccio (что означает "под рукой" в обоих случаях); super brachium стало sopra il braccio ("над рукой").
Это показывает, что Бологнезская Школа ведет свои корни глубоко в традициях Европейского Средневекового фехтования. Стойки Мароззо имеют тенденцию закрыть одну сторону или часть тела и открыть другую, чтобы сила оппонента была нацелена на нее.Обычно в фехтовании чем тяжелее оружие, тем более явным является и это "приглашение". Чем легче оружие, тем сильнее противоположная тенденция держать клинок направленным на противника, закрыв линию атаки. У Мароззо и его современников острие клинка почти всегда направлено на оппонента, но стойки с мечом то с одной стороны, то с другой, но никогда посередине. Это для того, чтобы быть уверенным, с какой стороны нападет противник (или сделает финт).
Проверяя различные удары и техники, Мароззо пишет, что мы всегда должны наносить удары, полностью распрямляя свою руку в направлении противника. Это сильно напоминает удары спортивной саблей, изучаемой сегодня, наносимые выталкиванием руки в направлении лица оппонента, направляющей клинок запястьем и пальцами. Конечно, удары Мароззо немного шире, тяжелее и медленне, чем современные спортивные движения, и часто вертикальные нисходящие удары заканчиваются в немного более низком положении, из-за веса и момента меча. Но принципы кажутся похожими, адоптированными к различным характеристикам оружия.
Другим важным достижением в понимании трактата было введение "рипоста"
Сначала мы предполагали, частично благодаря влиянию правил Canne Francaise, что когда вы парировали удар, вы наносите ответный удар, чтобы придать ему больше силы. Очень скоро стало ясно, что первое предположение полностью несоответсвовало движениям, описанным в тексте. Например, когда вы парировали удар или укол в левую часть тела, вы должны нанести riverso удар в голову оппонента, т.е. удар, идущий слева направо. Это ясное описание классического, непосредственно сабельного рипоста. Настоящий рипост в стиле Мароззо: как минимум 90% действий следующих за парированием являются для нас классическими рипостами. Вигжиани, несколько лет спустя, говорит, что рипост (без всяких подготовок) и mezzo tempo (поражение противника, когда он начинает свою атаку) - главные характеристики итальянского и испанского фехтования, в то время как в Германии их не используют (но здесь от не совсем точен: очень редко древние мастера правильно и хорошо были информированы о школах других народов).
Третий важный ключ толкования, который мы нашли, была логика в основе атакующих действий:
Каждый раз, когда вы атакуете, вы должны быть уверены, что вы сможете отбить рипост противника. Позднее мы обнаружили, что наше открытие было явно установлено в работе Капо Ферро. Классическая Мароззианская техника атаки изучена на этом рипосте: он наносится, защищая ваше тело и руку и снижая до минимума риск получения mezzo tempo.
Кроме того, если предвидеть защиту и рипост противника на первом ударе, то ваше второе движение предполагает защиту от рипоста, следующую за "реальным" вторым задуманным ударом и, наконец, завершающий удар, покрывающий ваш отход. Это наиболее сложные техники в Бологнезской Школе. Это не случайно, что школа, из которой фехтование Мароззо берет начало, имеет среди своих членов Профессора геометрии Университета Бологны (кроме преподавания фехтования).
Работа ног у Мароззо сильно отличается от современного фехтования: хотя иногда он использует выпад и вид работы ног, в котором ваша правая нога всегда выдвинута вперед, ядро его системы сформировано круговыми движениями и шагами в сторону. Стоит подчеркнуть, что во время атаки в фехтовании только с мечом, он использует движения по прямой и выпады намного чаще, чем с мечом и баклером, мечом и кинжалом и т.п. Однако, даже с одним мечом, когда отбив и рипост выполняются, он обычно предпочитает боковой шаг. Похожее можно найти в некоторых трактатах 19 века по фехтованию на саблях.
Это возможно, в самом деле, найти определенное сходство между Бологнезской школой рубяще-колющего меча 16 века и сабельными школами 19 века, даже с идентичностью или сильной похожестью отдельных техник. Например, техника должна выполняться на удар оппонента в вашу выдвинутую правую ногу (т.е. шаг назад атакованной ногой с одновременным ударом в руку или кисть оппонента) описан в одних и тех же терминах у А. Манциолино ("Опера Нова", 1531), у Т. Мэтьюсона ("Ознакомительное фехтование", 1805) и у Р. Бётэна ("Новая система упражнений с мечом", 1876).
Распространив наш анализ на другие работы по одному мечу авторов того же века и школы, мы найдем достаточное количество подтверждений основным особенностям, обнаруженным нашим первым исследованием и толкованием работы Мароззо. Вот эти особенности в синтезе: Поиск быстрых неразрывных движений
Систематическое использование блок-рипост и "меззо темпо"
Внимательный и очень осторожный поиск безопасных атакующих техник, защищающих во время атаки и готовых парировать рипост противника: каждое движение, идущее за атакой, готовится сначала для парирования возможного рипоста, а уж потом для повторной атаки. Кажется очень понятным, что те же принципы должны быть применимы в изучении двуручного ренессансного меча. Позднее, переходя к изучению других видов фехтования, которые предполагают использование двух орудий (меч и кинжал, меч и круглый щит), мы должны были добавить четверный принцип, "tempo insieme" или "stesso tempo", который означает, что пока вы парируете одним оружием (например, щитом), вы атакуете другим (меч), не ожидая завершения парирования, подобно блоку-рипосту. Опять же, в тех видах фехтования, каждая атака, которую советует Мароззо (и другие бологнезские авторы) тщательно подготовлена для ухода от укола "tempo insieme" в контратаке.
Фон, который является следствием изучение этой древней школы боя, в конечном счете - высококачественная и глубокая боевая традиция, с крепкими теоретическими и практическими корнями в математической и классической культуре, с одной стороны, и опытом реальных дуэлей, битв и уличных драк - с другой.
В этой связи, я думаю, что было бы неплохо взглянуть на Мароззо и Бологнезскую школу не как на отдельных основателей фехтования Эпохи Возрождения, но как на последних наследников долгой (и во многом потерянной) исторически развивавшейся европейской военной науки боя рубяще-колющим мечом.

Вернуться?               Дальше?                    Дальше?
                Назад...                    О двуручном мече...               О защите...  
Hosted by uCoz