СОВЕТЫ ПО ФЕХТОВАНИЮ

ТАКТИКА И КОНЦЕПЦИЯ БОЯ
(стойка, перемещение, подоплека, удар)
Тактика - это правильное применение умений:
маневрировать, рассчитывать действия противника, защищаться, готовить и проводить атаку.
Однако прежде чем обозначить специфику предлагаемой школы следует определиться с отдельными понятиями.


СУТЬ УДАРОВ (прицелился, замахнулся и... проиграл)
Казалось бы, чего проще, прицелься получше, замахнись пошире, да вдарь посильней - авось и победишь. Однако так может рассуждать скорее крестьянин-ополченец, но не воин. Существует несколько принципов, которые можно принять как аксиомы, однако любой из них легко обосновать или проверить на практике:

  • Замах - есть защита либо обманное действие.

  • Замах ради замаха - действие, работающее на противника.

  • Не допускайте пустых или одиночных ударов - они отнимают силы.

  • Не прицеливайтесь, все равно промажете - нарабатывайте удар навскидку.

  • Если не знаете как бить - перемещайтесь либо вводите противника в заблуждение.

  • Удар должен быть как взрыв - максимальная сила и скорость в минимальное время.

Удар не должен существовать в "одиночестве", за исключением тех ситуаций, где все зависит от единственного четкого попадания (как правило, это редкие турнирные ситуации, когда бой продлевается до первого убедительного удара). Концепция одного удара весьма своеобразна и будет рассмотрена отдельно.
В бою наиболее оптимальны серии из двух-трех ударов по различным секторам. Они увеличивают возможность достать противника, позволяют "раздергать" его защиту и не дают быстро сконцентрироваться и контратаковать.
Кроме всего прочего, серийный навык страхует и от так называемого "проваливания", когда рука и корпус после промаха пролетают вслед за мечом. В результате боец попадает в неустойчивое положение и тратит больше сил и времени на повторный замах или защиту

СЕКТОР АТАКИ
Слабым местом любой догматизированной системы является обучение контрдействиям на конкретные, строго определенные атаки противника. Чаще всего это действия партнера, работающего в той же учебной схеме. Все происходит по формуле: вас бьют так - вы отвечаете эдак. В результате - действия носят скупо регламентированный характер. В реальном же бою атаки достаточно хаотичны, так как противники весьма разнообразны и по мышлению, и по стилю. Их действия вряд ли будут строиться исключительно по канонам, и удары будут наноситься не по известной вам точной траектории, а из областей в 50-70 см. Поэтому гораздо целесообразней строить свои действия, учитывая секторы возможной атаки.
Весь спектр направлений ударов можно разложить на четыре основных сектора: на схеме более жирными линиями обозначены чаще атакуемые зоны.
Не секрет, что предугадать сектор гораздо легче, нежели одну линию, по которой пройдет клинок. Следовательно и защита значительно проще и эффективней, когда контролируются именно секторы.

АТАКА
Известно, что бой это атака, когда начали вы, либо контратака, когда противник оказался шустрей или его вынудили действовать первым.
Задача же бойца состоит в том, чтобы гармонично совместить две цели:

  • Быстро и правильно определять атакующие возможности противника на текущий момент либо заставить противника атаковать себя в запланированном секторе, защита которого уже подготовлена.

  • Не дать предугадать свои действия и поразить противника в незащищенном секторе.

Именно в выполнении этих задач и проявляется мастерство бойца, его опыт и интуиция. Кто же переиграет соперника? Думается, что более подвижный! Подвижный как в физическом, так и в интеллектуальном плане.
Зная закономерности нанесения ударов, легко предугадать сектор удара противника и произвести неуязвимый вход в атаку или контратаку. Это вполне логично потому, что любые действия диктуются анатомией человека и имеют скоростные и силовые закономерности.
На схеме, в зависимости от положения бойца, светлыми стрелками показаны векторы реально эффективных ударов, черными - нереализуемые направления.

Легко заметить зависимость между положением бойца и возможными направлениями ударов. В каждой отдельной позиции будут присутствовать свои реализуемые области и "мертвые зоны".
В данной ситуации не имеет смысла рассматривать киношные "хитровымудренные" приемы со сложной перекрученной траекторией, дважды меняющей свое направление. Такие удары невозможно нанести достаточно быстро и сильно, следовательно, в боевой ситуации они бесполезны и неэффективны.
Ни один серьезный боец не будет излишне финтить, чтобы не получить в ответ мощный прямолинейный удар. Он будет бить по наикратчайшей траектории, с максимальной силой и скоростью.

                                                       

                                Вернуться.                                  Далее...

Hosted by uCoz