|
СОВЕТЫ ПО ФЕХТОВАНИЮ
ТАКТИКА И КОНЦЕПЦИЯ БОЯ (стойка,
перемещение, подоплека, удар) Тактика - это правильное
применение умений: маневрировать, рассчитывать действия противника,
защищаться, готовить и проводить атаку. Однако прежде чем обозначить
специфику предлагаемой школы следует определиться с отдельными
понятиями.
СУТЬ УДАРОВ (прицелился,
замахнулся и... проиграл) Казалось бы, чего проще, прицелься получше,
замахнись пошире, да вдарь посильней - авось и победишь. Однако так
может рассуждать скорее крестьянин-ополченец, но не воин. Существует
несколько принципов, которые можно принять как аксиомы, однако любой из
них легко обосновать или проверить на практике:
-
Замах - есть защита либо обманное действие.
-
Замах ради замаха - действие, работающее на
противника.
-
Не допускайте пустых или одиночных ударов - они
отнимают силы.
-
Не прицеливайтесь, все равно промажете -
нарабатывайте удар навскидку.
-
Если не знаете как бить - перемещайтесь либо вводите
противника в заблуждение.
-
Удар должен быть как взрыв - максимальная сила и
скорость в минимальное время.
Удар не должен существовать в "одиночестве", за
исключением тех ситуаций, где все зависит от единственного четкого
попадания (как правило, это редкие турнирные ситуации, когда бой
продлевается до первого убедительного удара). Концепция одного удара
весьма своеобразна и будет рассмотрена отдельно. В бою наиболее
оптимальны серии из двух-трех ударов по различным секторам. Они
увеличивают возможность достать противника, позволяют "раздергать" его
защиту и не дают быстро сконцентрироваться и контратаковать. Кроме
всего прочего, серийный навык страхует и от так называемого
"проваливания", когда рука и корпус после промаха пролетают вслед за
мечом. В результате боец попадает в неустойчивое положение и тратит
больше сил и времени на повторный замах или защиту
СЕКТОР АТАКИ
Слабым местом любой догматизированной системы
является обучение контрдействиям на конкретные, строго определенные
атаки противника. Чаще всего это действия партнера, работающего в той же
учебной схеме. Все происходит по формуле: вас бьют так - вы отвечаете
эдак. В результате - действия носят скупо регламентированный характер. В
реальном же бою атаки достаточно хаотичны, так как противники весьма
разнообразны и по мышлению, и по стилю. Их действия вряд ли будут
строиться исключительно по канонам, и удары будут наноситься не по
известной вам точной траектории, а из областей в 50-70 см. Поэтому
гораздо целесообразней строить свои действия, учитывая секторы
возможной атаки. Весь спектр направлений ударов можно разложить на
четыре основных сектора: на схеме более жирными линиями обозначены чаще
атакуемые зоны. Не секрет, что предугадать сектор гораздо легче,
нежели одну линию, по которой пройдет клинок. Следовательно и защита
значительно проще и эффективней, когда контролируются именно
секторы.
АТАКА Известно, что бой это атака, когда начали вы,
либо контратака, когда противник оказался шустрей или его вынудили
действовать первым. Задача же бойца состоит в том, чтобы гармонично
совместить две цели:
-
Быстро и правильно определять атакующие возможности
противника на текущий момент либо заставить противника атаковать себя
в запланированном секторе, защита которого уже подготовлена.
-
Не дать предугадать свои действия и поразить
противника в незащищенном секторе.
Именно в выполнении этих задач и проявляется мастерство
бойца, его опыт и интуиция. Кто же переиграет соперника? Думается, что
более подвижный! Подвижный как в физическом, так и в интеллектуальном
плане. Зная закономерности нанесения ударов, легко предугадать сектор
удара противника и произвести неуязвимый вход в атаку или контратаку.
Это вполне логично потому, что любые действия диктуются анатомией
человека и имеют скоростные и силовые закономерности. На схеме, в
зависимости от положения бойца, светлыми стрелками показаны векторы
реально эффективных ударов, черными - нереализуемые направления.
 
Легко заметить зависимость между положением бойца и
возможными направлениями ударов. В каждой отдельной позиции будут
присутствовать свои реализуемые области и "мертвые зоны". В данной
ситуации не имеет смысла рассматривать киношные "хитровымудренные"
приемы со сложной перекрученной траекторией, дважды меняющей свое
направление. Такие удары невозможно нанести достаточно быстро и сильно,
следовательно, в боевой ситуации они бесполезны и неэффективны. Ни
один серьезный боец не будет излишне финтить, чтобы не получить в ответ
мощный прямолинейный удар. Он будет бить по наикратчайшей траектории, с
максимальной силой и скоростью.
|